Методичка: выбор семейного образования, пошаговый алгоритм

Выбор семейного образования 

пошаговый алгоритм для первоклассника и учащегося в образовательной организации 

 

 

  1. Правовая информация 

 

Согласно ст. 17 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее Закон) в РФ образование может быть получено: 

  1. в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме); 
  1. вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования — далее СО). 

Внимание, не путать СО с надомным (домашним) обучением. Домашнее обучение предусмотрено для детей с ограниченными возможностями здоровья, однако и в таком случае ребенок вправе выбрать СО. 

Кстати, не обязательно переводить ребенка на СО сразу по всем предметам. Есть возможность перевести на эту форму 2-3 предмета и проверить свои силы. Такая возможность закреплена в части 4 той же 17 статьи Закона: «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения». 

Согласно ст. 67 Закона возраст получения начального общего образования начинается с 6 лет и 6 месяцев, но не позже 8 лет, если нет противопоказаний по состоянию здоровья. Обратим внимание, что, к примеру, 8 лет 11 месяцев и 28 дней — это еще не 9, а полные 8 лет. Данный возрастной период может быть смещен как в меньшую, так и в большую сторону по заявлению родителей и решению учредителя образовательной организации (непосредственного начальства школы). Это также зафиксировано в вышеупомянутой 67 статье Закона. 

Согласно ст. 63 Закона органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, которые имеют право получать начальное, основное и среднее общее образование, а родители информируют данные органы о выборе формы семейного образования. Таким образом, органы самоуправления не являются контролирующим органом, родители не обязаны ставить их в известность, когда и где планируется прохождение промежуточной аттестации (далее ПА). Более того, данный орган не является непосредственным участником образовательных отношений в схеме «обучающийся-родитель-школа». Он является учредителем образовательного учреждения. 

А информируют родители о выборе СО по месту проживания. Вот цитата ч. 5 ст. 63 Закона: «При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают». 

Органом местного самоуправления в разных регионах подразумеваются, например, управление образования (УО); управа района Москвы/Санкт-Петербурга/Севастополя; РОНО. 

И самое главное: именно родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до 9 класса. Подробнее — ст. 44 Закона (найдите и внимательно прочтите ее), ст. 63 Семейного кодекса. Далее, на самообразовании (в 10-11 классах), ребенок может действовать самостоятельно. Может, но не обязан. 

Так сложилось исторически, что нас, граждан, планомерно приучали послушно выполнять указания и не перечить тем, кто работает для нас, за наши налоги. А их в свою очередь приучали действовать вопреки действующим законам и нарушать права детей и их родителей под угрозой выговоров, санкций, лишения своих рабочих мест. Это ярко видно на практике, когда семьи, выбирающие семейное образование, становятся объектом для внимания социальных органов. Семейное образование — получение образования вне системы, вышедшее из-под ее контроля, отсюда и причины интереса очевидны. 

 

  1. Выбор СО c 1-го класса 

 

  1. В случае если ребенок достиг возраст 6.6-8 лет, если вы видите его готовность взаимодействовать с системой (в случае с ежегодной аттестацией), вы пишете уведомление в орган местного самоуправления, оповещаете о вашем общем выборе получать образование в форме семейного образования. 

Образец уведомления будет ниже. 

Вам нужно предоставить два экземпляра уведомления секретарю, один из которых с входящим номером организации о принятии остается у вас в качестве доказательства. Если детей двое, можно оформить одним уведомлением, подкорректируйте образец. 

Часто управление настаивает на заполнении своего образца уведомления, где вы обязаны предоставить информацию в какой школе и когда планируете проходить ПА. Иногда можно в их образце встретить строчку о согласии на обработку персональных данных, что является грубым нарушением и влечет неприятные последствия (не будем останавливаться на этом вопросе, для желающих есть бесплатная методичка). 

Часто секретарь отказывает принять ваше заявление именно по причине, что у них есть свой образец. Однако, согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 № 59-ФЗ (далее 59-ФЗ) «граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно». Таким образом, вы имеете право оформить свое обращение в свободной форме и без принуждения со стороны. Часть 1 ст. 9 59-ФЗ гласит, что «обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению». В случае несоблюдения данных обязательств предусмотрена административная ответственность — ст. 5.59 КоАП РФ «Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан». 

Однако, чтобы избежать непредвиденных трудностей, вы можете направить свое обращение дистанционно: по почте РФ заказным письмом с описью; на email организации (отсканируйте заявление с вашей росписью и прикрепите скан к электронному письму, попросите в уведомлении ответить вам на электронную почту о получении уведомления — это будет доказательством выполнения своих обязанностей). 

Очень важно иметь доказательство вашего уведомления: второй экземпляр с пометкой при личном визите, опись вложения и корешок об отправке заказного письма по почте, распечатанный вариант письма с электронной почты на официальный email организации. К сожалению, могут случиться разные события, когда вам понадобятся эти документы. 

  1. После уведомления вам предстоит определиться на будущее, как действовать дальше: 
  • собираетесь проходить ежегодные аттестации в своей школе; 
  • собираетесь проходить ежегодные аттестации дистанционно посредством онлайн платформ; 
  • не проходить аттестации до 9 класса. 

Со школой связываться нет необходимости. Как уже было сказано выше, семейное образование проходит ВНЕ стен образовательной организации. А первоклассник не имел никаких образовательных отношений со школой. Теперь вы обратитесь в школу только для того, чтобы сдать ПА или ГИА. Обучающийся на семейном является экстерном. Вот как определяет экстерна Закон в пункте 9 ч. 1 ст. 33:  

«К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся: 

9) экстерны — лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации». 

  1. Перевод на СО со школы 

 

  1. Первым шагом в переводе ребенка на семейное образование является уведомление органов местного самоуправление. Здесь все то же самое, что и в случае с первоклассником, описанном выше; 
  1. Вторым шагом определяемся со следующим: 
  • остаемся ли мы зачисленными в школе в качестве экстерна (помним, что зачисленными мы можем быть только для прохождения ПА и ГИА, следовательно, ребенок готов к сдаче); 
  • отчисляемся со школы, забираем документы и спокойно готовимся/получаем знания дома (самостоятельно или с помощью репетиторов). Зачисляемся тогда, когда ребенок будет готов пройти ПА за определенный класс. Образец заявления в школу для организации ПА будет ниже; 
  • принимаем решение жить без ПА до первой обязательной аттестации в 9 классе. Она является одним из обязательных условий при допуске к ОГЭ. 

 

В зависимости от выбора заполняйте предложенный ниже образец заявления в школу: без отчисления и с отчислением. При желании можете приложить к заявлению ксерокопию уведомления в орган местного самоуправления. Заявление в школу также следует распечатывать в 2х экземплярах, один из которых с пометкой о приеме и входящим номером остается у вас. 

Получить индивидуальную консультацию эксперта

- если помощь нужна здесь и сейчас
- нет времени разбираться во всех нормативных актах
- необходим персональный разбор ситуации, компетентные варианты решений
- анализ присланных ответов, составление документов, заявлений, жалоб и др.

До 60 мин аудио, текстовой переписки - 3000 р.
Подготовка документа - 2000 р.

либо напишите самостоятельно в telegram, или на e-mail zarema@info-so.ru

С того момента, как вы получили свой экземпляр заявления, вы считаетесь официально перешедшими на семейное образование. Многие считают, что это произошло после уведомления УО, но образовательные отношения у вас только со школой, а орган местного самоуправления лишь только ведет учет детей и форм образования, помните? 

 

Итак, если вы решили оставаться зачисленными в школу, пишем заявление на выбор СО и просьбой организовать для вас прохождение ПА по индивидуальному учебному плану (образец ниже). Также прилагайте на рассмотрение свой график прохождения ПА. Если нужно, составляете договор со школой о прохождении ПА — это не обязательно, но является гарантом и официальной договоренностью по каждому шагу. Пример договора обнаружите ниже. 

 

Если решили отчисляться со школы, пишем заявление на отчисление в связи с выбором СО (образец найдете ниже). В заявлении пописываете просьбу выдать копию приказа об отчислении, личного дела ребенка, медкарты, документов об успеваемости (текущие отметки в журнале в случае отчисления посреди учебного года). Пункт 7 Приказа Минобразования и науки РФ № 177 от 12.03.2014 «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации…в другие организации…» гласит: 

«на основании заявления совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося об отчислении в порядке перевода исходная организация в трехдневный срок издает распорядительный акт об отчислении обучающегося в порядке перевода с указанием принимающей организации». При переходе на СО подразумевается отчисление в семью, не в другую образовательную организацию, следовательно, вместо принимающей организации в нашем случае выступает семейное образование. 

 

Далее, согласно п. 8 Порядка, «исходная организация выдает совершеннолетнему обучающемуся или родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося следующие документы: 

  • личное дело обучающегося; 
  • документы, содержащие информацию об успеваемости обучающегося в текущем учебном году (выписка из классного журнала с текущими отметками и результатами промежуточной аттестации), заверенные печатью исходной организации и подписью ее руководителя (уполномоченного им лица)». 

Можно добавить: отзывайте ранее данное согласие на обработку персональных данных. Про необходимость отзыва, алгоритм действий, образцы заявлений читайте в методичке. 

 

Внимательно проверяйте все выданные документы на правильность по пунктам выше. Как только ребенок будет готов сдавать ПА, пишем заявление на ее организацию, предусматриваем и согласовываем график прохождения экзаменов. 

 

Кстати, часто именно школы передают информацию о выборе семейной формы в орган местного самоуправления. Бывает, что органы самоуправления удивляются и предлагают оставить хлопоты по уведомлению школе. Однако по закону именно родители уведомляют орган местного самоуправления, мы это разобрали ранее. Так что будем действовать согласно букве закона. К тому же нам важно иметь на руках доказательство выполнения своих обязательств. 

 

  1. Образцы: уведомление в орган местного самоуправления (простое, развернутое), заявление в школу (с отчислением, без отчисления), договор со школой, заявление в школу на прохождение ПА, график ПА (на полугодие, на весь год) 

 

 

  1. Уведомление органа местного самоуправления о выборе СО — простое: 

 

Начальнику (*или главе Управы для Москвы, СПБ, Севастополя)    

_________________________________________________________ 

От_______________________________________________________ 

родителя_______________________________   _____ (дата рожд.), 

прожив. по адресу_________________________________________ 

_________________________________________________________ 

Тел. (*или email)___________________________________________ 

 

                                                                           

ЗАЯВЛЕНИЕ-УВЕДОМЛЕНИЕ 

О ВЫБОРЕ ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

В ФОРМЕ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

  

Руководствуясь ст. 63 «Семейного кодекса РФ» от 25.12.1995 г. № 223-ФЗ и ст. 44 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее Закон), информирую, что, на основании ст. 17 ч. 1, ст. 44 ч. 3, ст. 63 ч. 4 Закона, для несовершеннолетнего ребенка ______________________________________  ____________ г. р. нами выбрана форма получения общего образования в форме семейного образования. 

Решение принято с учетом мнения ребенка. 

О получении настоящего уведомления прошу информировать меня в письменной форме в срок, предусмотренный ст. 12 ФЗ от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», по вышеуказанному адресу (*или электронному адресу). 

Запрещаю передачу (распространение, предоставление, доступ), трансграничную передачу, автоматизированную обработку персональных данных моих и членов моей семьи согласно ст. 23, 24 Конституции РФ, ст. 6 и 9 ФЗ «О Персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ. 

  

 _________________/____________                                    «___» ______________ 20___ г. 

 

 

  1. Уведомление органа местного самоуправления о выборе СО — расширенное. Вариант без ПА: 

 

Начальнику (*или главе Управы для Москвы, СПБ, Севастополя)    

_________________________________________________________ 

От_______________________________________________________ 

родителя_______________________________   _____ (дата рожд.), 

прожив. по адресу_________________________________________ 

_________________________________________________________ 

Тел. (*или email)___________________________________________ 

 

                                                                           

ЗАЯВЛЕНИЕ-УВЕДОМЛЕНИЕ 

О ВЫБОРЕ ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

В ФОРМЕ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

  

Руководствуясь ст. 63 «Семейного кодекса РФ» от 25.12.1995 г. № 223-ФЗ (далее СК РФ) и ст. 44 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее Закон), информирую, что, на основании ст. 17 ч. 1, ст. 44 ч. 3, ст. 63 ч. 4 Закона, для несовершеннолетнего ребенка ______________________________________  ____________ г. р. нами выбрана форма получения общего образования в форме семейного образования. 

Решение принято с учетом мнения ребенка. 

Обучение на семейной форме проходит вне образовательной организации (ч. 1 ст. 17 Закона), а родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами (ч. 1 ст. 63 СК РФ, ч. 1 ст. 44 Закона), тогда как для прохождения промежуточной аттестации и ГИА Закон дает нам право зачисляться в такую организацию в качестве экстерна (ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 34 Закона). 

Тоже интересно:  Какие документы обязательны для зачисления при прохождении промежуточной аттестации?

Прохождение промежуточной аттестации регулируется ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 34 Закона, где закрепляется право за обучающимися в семейной форме на прохождение промежуточной аттестации и ГИА в качестве экстерна. Право, а не обязанность. 

Согласно ч. 3 ст. 59 Закона для получения аттестата об основном общем образовании обязательным является прохождение ГИА, к которой допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности за 9-й класс, а также имеющие «зачет» за собеседование по русскому языку (п. 11 Приказа Минпросвещения РФ и Рособрнадзора № 189/1513 от 07.11.2018 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»). Прохождение промежуточной аттестации в 9-м классе становится необходимым для тех учащихся, которые имеют желание получить аттестат об основном общем образовании. 

Таким образом, прохождение промежуточной аттестации является обязательным только для учащихся 9-х классов, претендующих на получение аттестата об основном общем образовании, а для учащихся 1–8 х классов прохождение промежуточной аттестации не является обязательным. 

Являясь ответственными родителями, мы реализуем право своего ребенка на получение общего образования через предоставление наилучших условий, действуем в рамках законодательства, которое не обязывает нас проходить промежуточную аттестацию ежегодно. 

С учетом вышеизложенного, имея преимущественное право на обучение и воспитание своего ребенка перед всеми другими лицами, руководствуясь интересами ребенка и обстоятельствами семьи, правом, данным Законом обучающемуся на семейной форме на прохождение промежуточной аттестации в качестве экстерна, воспользоваться не планируем. В случае готовности ребенка и принятии решения о прохождении промежуточной аттестации, мы выберем образовательную организацию самостоятельно, как и предписывает ст. 44 Закона. 

О получении настоящего уведомления прошу информировать меня в письменной форме в срок, предусмотренный ст. 12 ФЗ от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», по вышеуказанному адресу (*или электронному адресу). 

Запрещаю передачу (распространение, предоставление, доступ), трансграничную передачу, автоматизированную обработку персональных данных моих и членов моей семьи согласно ст. 23, 24 Конституции РФ, ст. 6 и 9 ФЗ «О Персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ. 

  

 _________________/____________                                    «___» ______________ 20___ г. 

 

 

  1. Заявление в школу о выборе СО. Вариант без отчисления: 

    

Директору ________________________________________ 

от________________________________________________ 

родителя________________________   _____ (дата рожд.), 

прожив. по адресу__________________________________ 

__________________________________________________ 

Тел. (*или email)____________________________________ 

                                                                       

  

ЗАЯВЛЕНИЕ 

  

Согласно ст. 17 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее Закон) нами выбрана форма получения общего образования в форме семейного образования (*самообразования). В связи с чем прошу организовать и провести промежуточную аттестацию в качестве экстерна (ст. 33, ст. 34 Закона) для моего ребенка _____________________________________ за _____ класс. 

Из контингента обучающихся школы отчисляться не намерены, органы местного самоуправления нами уведомлены. 

Промежуточную аттестацию планируем проходить в соответствии с индивидуальным учебным планом, примерный график проведения консультаций, экзаменов прилагаю. 

Прошу предоставить демонстрационные материалы к экзаменам, а также согласовать предложенный график в срок до ___________ (*примерно месяц-два с момента подачи заявления), ознакомить меня с локальным актом, регламентирующим порядок организации и прохождения промежуточной аттестации экстернами. 

Запрещаю передачу (распространение, предоставление, доступ), трансграничную передачу, автоматизированную обработку персональных данных моих и членов моей семьи согласно ст. 23, 24 Конституции РФ, ст. 6 и 9 ФЗ «О Персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ. 

 

  

Дата «___» _________ 20 ___ г.                            _________________/_________________ 

 

  1. Заявление в школу о выборе СО. Вариант с отчислением: 

 

Директору ________________________________________ 

от________________________________________________ 

родителя________________________   _____ (дата рожд.), 

прожив. по адресу__________________________________ 

__________________________________________________ 

Тел. (*или email)____________________________________ 

 

 

ЗАЯВЛЕНИЕ 

  

Прошу отчислить моего ребенка ________________________________________(ФИО), 

учащегося ___ класса в связи с переходом на семейную форму обучения согласно ч. 1 ст. 17, ч. 3 ст. 44, ч. 2 и 4 ст. 63 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. 

Прошу выдать на руки согласно Приказу Министерства образования и науки РФ № 177 от 12.03.2014 г.: 

  1. копию приказа об отчислении; 
  1. личное дело ребенка; 
  1. документы об успеваемости (*табель, текущие оценки в журнале, если перевод среди уч. года); 
  1. медицинскую карту. 

Мнение ребенка учтено. Органы самоуправления уведомлены, копию заявления прилагаю (*не обязательно). 

Запрещаю передачу (распространение, предоставление, доступ), трансграничную передачу, автоматизированную обработку персональных данных моих и членов моей семьи согласно ст. 23, 24 Конституции РФ, ст. 6 и 9 ФЗ «О Персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ. 

  

Дата «___» _________ 20 ___ г.                                Подпись _______________________ 

 

 

  1. Заявление в школу о зачислении для прохождения ПА: 

 

Директору ________________________________________ 

от________________________________________________ 

родителя________________________   _____ (дата рожд.), 

прожив. по адресу__________________________________ 

__________________________________________________ 

Тел. (*или email)____________________________________ 

 

ЗАЯВЛЕНИЕ 

  

Прошу зачислить моего ребенка, _________________________________________ г. р., в качестве экстерна, согласно ст. 33, ст. 34 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, получающего образование в форме семейного образования, для прохождения промежуточной аттестации за курс ________ класса/по предмету (там): __________________________________________________________________________________________________________________________________________________ на период прохождения промежуточной аттестации (*или на весь период получения общего образования) 20___/20___ учебного года. 

Прошу разрешить моему сыну (дочери): 

  1. посещать лабораторные и практические занятия; 
  1. пользоваться школьными учебниками и библиотекой. 

Аттестацию планируем проходить в соответствии с индивидуальным учебным планом обучающегося, примерный график проведения консультаций, экзаменов прилагаю. 

Прошу предоставить демонстрационные материалы к экзаменам, а также согласовать предложенный график в срок до ___________(*примерно месяц-два с момента подачи заявления), ознакомить меня с лицензией на осуществление образовательной деятельности, государственной аккредитацией, уставом организации, локальным актом, регламентирующим порядок организации и прохождения промежуточной аттестации экстернами. 

Запрещаю передачу (распространение, предоставление, доступ), трансграничную передачу, автоматизированную обработку персональных данных моих и членов моей семьи согласно ст. 23, 24 Конституции РФ, ст. 6 и 9 ФЗ «О Персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ. 

  

Дата «___» _________ 20 ___ г.                                Подпись ______________________ 

 

 

  1. График ПА на весь учебный год -типовой пример: 

График промежуточной аттестации ученика/цы 5 класса, ______________________________ (ФИО), получающего/щей общее образование на семейной форме, на 2019/20 учебный год 

 

 Предметы с учетом последовательности Количество часов за год Дата консультации (*даты выставлены наугад, указывайте свои, учитывая индивидуальный темп обучения) Дата экзамена (*даты выставлены наугад, указывайте свои, учитывая индивидуальный темп обучения) Форма экзамена 
1. ИЗО 30 04.09 09.09 Презентация (*справка из кружка) 
2. Музыка 30 04.09 12.09 Творческая работа (*справка из музыкальной школы) 
3. Физкультура 70 12.09 16.09 Сдача нормативов (*справка из секции) 
4. Технология 70 18.09 22.09 Творческий проект (*справка из кружка) 
5. География 35 22.09 10.10 Тестирование 
6. История 70 10.10 13.11 Устный ответ по билетам 
7. Биология 35 13.11 22.12 Тестирование 
8. Иностранный язык (*пишем свой) 105 25.12 15.01 Тестирование, аудирование 
9. Математика 175 15.01 13.02 Контрольная работа 
10. Литература 105 13.02 11.03 Изложение 
11. Русский язык 175 13.02 16.05 Диктант 

 

 

 

  1. График ПА на второе полугодие. Пример: 

 

График промежуточной аттестации ученика/цы 5 класса, __________________________ (ФИО), получающего/щей общее образование на семейной форме, на 2 полугодие 2019/20 учебного года 

 

 Предметы с учетом последовательности Количество часов за год Дата консультации (*даты выставлены наугад, указывайте свои, учитывая индивидуальный темп обучения) Дата экзамена (*даты выставлены наугад, указывайте свои, учитывая индивидуальный темп обучения) Форма экзамена 
1. ИЗО 17 04.02 09.02 Презентация (*справка из кружка) 
2. Музыка 17 04.02 12.02 Творческая работа (*справка из музыкальной школы) 
3. Физкультура 35 12.02 16.02 Сдача нормативов (*справка из секции) 
4. Технология 35 18.02 22.02 Творческий проект (*справка из кружка) 
5. География 17 22.02 10.03 Тестирование 
6. История 35 10.03 20.03 Устный ответ по билетам 
7. Биология 17 20.03 15.04 Тестирование 
8. Иностранный язык (*пишем свой) 52 15.04 28.04 Тестирование, аудирование 
9. Математика 87 15.04 04.05 Контрольная работа 
10. Литература 52 06.05 17.05 Изложение 
11. Русский язык 87 06.05 20.05 Диктант 

 

 

  1. Примерный договор со школой на проведение ПА: 

 

Договор об организации и проведении промежуточной аттестации обучающегося, получающего общее образование в форме семейного образования 

 

город _____________________                                                       дата________________ 

  

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение __________________________, именуемая в дальнейшем Организация, в лице директора _______________________________, действующего на основании Устава, с одной стороны, и законный представитель (родитель) ________________________, именуемый в дальнейшем Представитель, обучающегося _________________________________, именуемого в дальнейшем Обучающийся, в интересах обучающегося в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-03 “Об образовании в Российской Федерации” заключили настоящий договор о нижеследующем: 

  1. Предмет договора

1.1 Предметом настоящего договора является организация и проведение промежуточной аттестации Обучающегося. 

  1. Права и обязанности сторон

2.1. Организация: 

2.1.1. организует и проводит промежуточную аттестацию Обучающегося в стандартизированной форме в период с “__” _______20__г. по “__” _________20__г. 

2.1.2. организует промежуточную аттестацию Обучающегося за курс _____ класса в соответствии с действующими федеральными нормативными актами в сфере образования; 

2.1.3. обеспечивает обучающегося методической и консультативной помощью в целях усвоения обучающимся общеобразовательных программ; 

2.1.4. предоставляет обучающемуся на время обучения учебники, имеющиеся в библиотеке Организации, в соответствии с установленным порядком; 

2.1.5. переводит обучающегося в следующий класс по решению педагогического совета; 

2.1.6. обеспечивает в установленном порядке аттестацию обучающегося комиссией в случае несогласия учащегося или Представителя с выставленной ранее оценкой; 

2.1.7. обеспечивает участие педагогов, приглашенных Представителем, в промежуточной аттестации обучающегося; 

2.1.8. письменно предоставляет информацию об изменениях сроков промежуточной аттестации и сроков проведения консультаций не позднее, чем за 3 дня до назначенного времени; 

2.1.9. в случае невозможности проведения аттестации в назначенное время Организация информирует об этом Представителя в письменной форме не позднее, чем за сутки до назначенного времени. В случае, если Представитель не был информирован в надлежащем порядке и в установленные сроки о невозможности проведения аттестации и обеспечил явку Обучающегося в Организацию для проведения аттестации, аттестация проводится по результатам письменных домашних работ Обучающегося без проведения дополнительной очной аттестации; 

2.1.10. информирует комитет по образованию __________________________________ о рассмотрении вопроса продолжения получения образования Обучающимся в образовательной организации по месту жительства в случае расторжения настоящего договора; 

2.1.11. устанавливает порядок оказания методической и консультативной помощи обучающемуся, сроки выполнения практических и лабораторных работ; 

2.1.12. в случае неявки обучающегося на назначенную консультацию без уважительной причины Организация имеет право не проводить в дальнейшем консультацию по вынесенному на пропущенную консультацию вопросу, требовать от обучающегося самостоятельного изучения соответствующей темы; 

2.1.13. устанавливает порядок и сроки проведения промежуточной аттестации обучающегося, самостоятельно выбирает систему оценок, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающегося, которые регламентируются соответствующим Положением. 

2.2. Представитель: 

2.2.1. обеспечивает усвоение обучающимся образовательных программ, являющихся предметом данного договора, в сроки, соответствующие расписанию проведения промежуточных аттестаций учащегося, получающего образование в семье, утвержденному руководителем Организации, а также прохождение промежуточной аттестации и итоговой аттестации Обучающегося; 

2.2.2. несет персональную ответственность за освоение Обучающимся общеобразовательных программ в рамках федеральных образовательных стандартов общего образования; 

2.2.3. обеспечивает освоения образовательной программы вне организаций за свой счет; 

2.2.4. создает благоприятные условия для обучения ребенка, выполнения им домашних заданий и самообразования, обеспечивает соблюдение ребенком режима дня в соответствии с его возрастом для полноценного отдыха, обеспечивает ребенка необходимыми средствами для успешного обучения и воспитания; 

2.2.5. обеспечивает явку обучающегося в Организацию в установленные Организацией сроки, информирует Организацию о непосещении обучающимся Организации не позднее, чем за один рабочий день до назначенного времени; 

2.2.6. Представитель имеет право для обеспечения обучающимся образовательных программ, являющихся предметом данного договора, пригласить преподавателя самостоятельно, обратиться за помощью в Организацию, за которой закреплен обучающийся, или обучать самостоятельно; 

2.2.7. Представитель имеет право получать в Организации консультацию по вопросам обучения и воспитания обучающегося, знакомиться с результатами промежуточной аттестации, присутствовать вместе с обучающимся на консультациях и промежуточной аттестации; 

Тоже интересно:  Домашнее обучение и семейное - это одно и то же?

2.2.8. Представитель вправе отказаться от выполнения заданий, предложенных в качестве промежуточной аттестации, при условии несоответствия требованиям школьной программы и федеральному государственному образовательному стандарту, предъявления завышенных требований к уровню освоения общеобразовательных программ, задания повышенного уровня сложности выполняются по желанию обучающегося; 

2.2.9. при невыполнении Организацией пункта 2.1.9., Обучающийся аттестуется по учебному предмету на основании выполненных дома контрольных и письменных работ, и тестов; 

2.3. Обучающийся имеет право: 

2.3.1. на получение общедоступного и бесплатного общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом; 

2.3.2. на продолжение образования в другой форме на любом этапе обучения; 

2.3.3. на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом; 

2.3.4. на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, иной материально-технической базой Организации; 

2.3.5. на уважение человеческого достоинства, свободу совести, информации, свободное выражение собственных мнений и убеждений; 

2.3.6. на добровольное вступление в общественные организации; 

2.3.7. на защиту от применения методов физического и психического насилия; 

2.3.8. на условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья. 

  1. Ответственность сторон

3.1. Организация несет ответственность за качество проведения промежуточной аттестации Обучающегося и за освоение обучающимся вопросов, рассматриваемых на консультациях педагогами Организации; 

3.2. Организация несет ответственность за проведение промежуточных аттестаций, их соответствие требованиям общеобразовательной программы и федерального государственного образовательного стандарта, соответствие методов и средств образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям ребенка, требованиям охраны его жизни и здоровья; задания, предлагаемые при проведении промежуточных аттестаций составляются на основе требований ФГОС начального общего образования. 

3.3. Представитель несет ответственность за освоение Обучающимся образовательных программ в рамках ФГОС начального общего образования и за посещаемость обучающимся консультаций и промежуточной аттестации. 

  1. Сроки действия договора

4.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует по “__” __________20__г. 

Договор может быть продлен, изменен, дополнен по соглашению сторон. 

  1. Порядок расторжения договора

5.1. Настоящий договор расторгается: 

— при ликвидации или реорганизации Организации; обязательства по настоящему договору не переходят к правопреемнику Организации; Представитель заключает с правопреемником новый договор в установленном порядке; 

— при изменении формы получения общего образования Обучающимся по заявлению Представителя; 

— при подтверждении результатов промежуточной аттестации не усвоения Обучающимся общеобразовательных программ. 

5.2. Настоящий договор расторгается в одностороннем порядке: 

5.2.1. Организацией в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Представителем обязательств по настоящему договору; 

5.2.2. Представителем по его желанию, оформленного в виде заявления на имя руководителя Организации. 

  1. Заключительная часть

6.1. Настоящий договор составлен на 4-рех страницах и в 2-х экземплярах по одному для каждой из сторон. Один экземпляр храниться в Организации, другой — у Представителя. Оба экземпляра имеют одинаковую (равную) юридическую силу. 

6.2. Юридические адреса, банковские реквизиты и подписи сторон: 

Образовательная Организация Представитель 
Название 

Юр. адрес 

Телефон 

Эл. адрес 

ОГРН/ИНН/КПП 

ФИО 

Адрес 

Телефон 

Эл. адрес 

Паспортные данные 

  

Образовательная Организация                         Представитель 

Подпись и печать                                                  Роспись /расшифровка/     

*** 

 

 

Внимание. Договор заключается если было достигнуто соглашение обоих сторон по всем условиям. Согласно ч. 6 ст. 54 Закона, «договор об образовании не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение (далее — поступающие), и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению». 

 

  1. Разбор типичных ошибок родителей с комментариями 

 

  1. Заполнение готовых бланков заявлений. Бывает, что родители подписывают любые бумаги, которые им выдает образовательная организация, даже если не хотят и чувствуют внутреннее отторжение. Все, что мы подписали под устным давлением или без него, в итоге мы подписали по собственной воле и взяли на себя полную ответственность. Нас покорности и услужливости учили со школьной скамьи, да даже с детского сада. Ровно сидеть, не ерзать, не разговаривать, не бегать на перемене, не проявлять креативность, действовать по шаблону, не отличаться от других, не выделяться. Воля подавлена, взрослые тети и дяди испытывают страх перед должностными лицами (ДОЛЖностными, которые нам ДОЛЖны), перед директором, который является начальником не нам вовсе. Это не призыв к неуважительному отношению, отнюдь. Это желание разбудить в человеке волю, самоидентификацию. Загляните в статью 3 Конституции РФ прямо сейчас. Понимаете? 
  1. Подписывание документов не читая. Это касается и всякого рода согласий на обработку персональных данных, психологических тестов детей, анкет, согласий на эксплуатацию труда детей в образовательных организациях. Все подписывают — и я подписываю. Развиваем критическое мышление и все, с чем сталкиваемся, подвергаем сомнению. Проверяем и решаем, а оно нам надо? 
  1. Устные беседы в организациях/по телефону. Важно понимать, что решаются вопросы, касающиеся прав ребенка на его получение общего образования. Это не светская беседа с продавцом на рынке. Поэтому каждый шаг со стороны родителя и организации обязательно фиксировать письменно. В разговоре с директором в его кабинете вы можете услышать отказ, принуждение, а на тот же самый вопрос в письменном обращении получить ровно противоположное. Письменный ответ содержит в себе отсылку на нормативные правовые акты, как основание, роспись должностного лица, печать организации. Это совсем другой уровень ответственности. Письменное общение сильно экономит время и нервы обоим сторонам диалога. Если так сложилось, что должностное лицо звонит вам на телефон, обязательно перед началом разговора уточните ФИО и занимаемую должность человека на том конце провода и предупредите, что ведете аудиофиксацию разговора. Вы имеете на это полное право. 
  1. Выяснение отношений и доказывание своей правоты с подчиненными. У каждого сотрудника имеется начальство, которое отдает указания по тому или иному вопросу. Доказывать секретарю, что он не прав не имеет смысла, не вам он подчиняется в данный момент. Если возникает ситуация, когда невозможно решить вопрос мирно, обращайтесь к администрации школы/начальнику управления и так далее. Мы собрались не для спора, а во имя соблюдения прав ребенка и опираемся не на слова, а конкретные правовые документы. 
  1. Подача обращений в одном экземпляре. К сожалению, бывают случаи, когда ваше заявление может случайным образом пропасть из организации. Именно поэтому очень вовремя появляется ваш второй экземпляр заявления с пометкой о входящем номере и росписью принимающего как доказательство факта обращения. 
  1. Боязнь испортить «хорошие» отношения с учителем, завучем, директором и еще с кем-либо. Именно по этой причины родители делают все, как скажут, подписывают все, что им выдают, даже если знают, что нарушаются права их ребенка. Уважают того, кто знает свои права и грамотно их доносит. С удобными людьми не считаются. У вас не дружба, а деловые отношения, когда вы решаете вопросы, учитывая интересы обоих сторон, как ребёнка, так и школы и этот формат общения удобен обоюдно. Не стоит портить отношения, предложите действовать в рамках закона. 
  1. Принимать враждебную позицию, воспринимать все на штыки, агрессивное поведение, когда на любое не понравившееся действие родители реагируют воинственно. К сожалению, работники школ, управления образования редко знают законы, они изо дня в день выполняют одинаковые инструкции, данные им выше. Можно помочь им, решая вопросы с начальством спокойно, дипломатично. 
  1. Бурная реакция на получение отказа, неправомерные действия. В отказе нет ничего личного, скорее всего это некомпетентность должностного лица, нежелание разбираться. Принимайте письменный ответ спокойно, как очередной шаг к вашей цели и обращайтесь к вышестоящим органам, контролирующим деятельность данной организации. 
  1. Правовая безграмотность родителей, нежелание разбираться в законах.  Невозможно выиграть игру, не зная её правил. Если вы подкованы, то чувствуете себя свободно, уверенно. Точно также вам спокойно, когда за вас все грамотно решает человек в теме, экономя ваши нервы и время. 

 

  1. Нормативные правовые акты, с которыми необходимо ознакомиться родителям 

 

  1. Конституция РФ; 
  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ; 
  1. «Семейный кодекс РФ» от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ; 
  1. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ; 
  1. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ; 
  1. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ; 
  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 15.11.2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»; 
  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.01.2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 
  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.03.2014 г. № 177 «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности»; 
  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе»; 
  1. Приказ Министерства просвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 г. № 189/151 «Об утверждении Порядка проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования»; 
  1. Приказ Министерства просвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 г. № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования». 

Это не весь список, конечно же, только первостепенные нормативные правовые акты касательно образования, прав ребенка и гражданина, обращений граждан. 

Важно отметить, что согласно ст. 76 Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ, «законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон». 

В сфере образования подобное прописано в ч. 4 ст. 4 Закона: «Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом». 

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона «в случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом». 

 

  1. Бонус 

 

В помощь родителям, которые задумываются о выборе семейного образования, или только ступили на этот путь, в инстаграм профиле собраны подробные правовые ответы на распространенные вопросы, например на такие: 

  1. Легальная возможность семейного образования без аттестаций; 
  1. Можно ли перейти на СО посреди учебного года; 
  1. Можно ли вернуться в школу, если нам не подойдет СО; 
  1. Что делать, если в управлении образования нам отказывают в принятии уведомления нашего образца; 
  1. Как часто уведомлять органы местного самоуправления о выборе СО; 
  1. Как уведомить органы местного самоуправления (и другие организации) дистанционно, без личного присутствия. Что учесть; 
  1. Чем грозит если не уведомить органы местного самоуправления о выборе СО; 
  1. Если управление образования или школа требуют указать, куда мы зачисляемся; 
  1. Если нам говорят, что в школе/городе нет СО; 
  1. Обязательно ли проходить ежегодную ПА; 
  1. Какой список документов нужен для зачисления в школу и какие избыточные требования существуют в настоящий момент; 
  1. Должны ли мы, находясь на СО, проходить ВПР; 
  1. На какой срок мы имеем право быть зачисленными в школе; 
  1. Что такое индивидуальный учебный план (ИУП), какие выгоды он нам несет, и кто имеет на него право; 
  1. Кто составляет график ПА, как его правильно составить, чтобы снизить нагрузку на ребенка; 
  1. Что такое блочное обучение и как оно облегчает жизнь на СО; 
  1. Денежные компенсации на СО; 
  1. Общение с опекой и КДН, обязаны ли мы впускать их в дом; 
  1. Можно ли проводить аудио- и видеофиксацию должностных лиц, на что ссылаться; 
  1. Обязаны ли мы проходить ПА в 1 классе; 
  1. Обязаны ли мы проходить ПА в 4 классе; 
  1. Можем ли мы на СО пользоваться учебниками, получить проездной; 
  1. Может ли родитель присутствовать на ПА; 
  1. Как сдавать ПА по музыке, ИЗО, физкультуре, технологии; 
  1. Как перевести на СО часть предметов; 
  1. Сравнительный обзор платформ для дистанционного прохождения ПА; 
  1. Что будет, если провалить ПА… 

… и много других актуальных вопросов-ответов найдете здесь: https://www.instagram.com/info_so/. По ссылке в шапке профиля можно ознакомиться со сравнительным анализом дистанционных платформ для прохождения ПА; сборник полезных материалов для самостоятельного обучения детей (электронные книги, учебники, сервисы, видеоуроки, полезные сообщества единомышленников в соцсетях и др.) 

5 5 votes
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
Пролистать наверх