Заявитель имеет право самостоятельно выбирать форму получения государственной и муниципальной услуги: будет это традиционная бумажная, либо электронная. Об этом указывают пункт 6 статьи 4, пункт 3 статьи 5, пункт 2 части 1 статьи 6 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 года № 210-ФЗ (далее по тексту 210-ФЗ).
Некоторые принципы предоставления государственных и муниципальных услуг, которые нам могут пригодиться (статья 4 210-ФЗ):
- Заявительный порядок обращения. Нужно письменно заявить о необходимости получить услугу, она не оказывается по умолчанию. И для её получения не нужны ни чьи разрешения: заявляем — получаем;
- Открытость деятельности органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги. Незаконным будет запрет делать аудио- видеофиксацию должностных лиц, а также сокрытие/отказ предоставить информацию, необходимую для получения услуги (если она не затрагивает прав и свобод третьих лиц);
- Возможность получения услуг по выбору заявителя. Исключение: если на основании соответствующего ФЗ услуга может быть получена только в электронной форме (таких ФЗ на данный момент нет, а значит вынудить получить услугу через портал вас не могут).
И вот ещё, заявитель, для получения услуги, согласно статьи 1.1 210-ФЗ, может обратиться:
- Непосредственно в орган, предоставляющий государственные и муниципальные услуги;
- Через Многофункциональный центр (МФЦ);
- В электронной форме, через единый портал государственных и муниципальных услуг, или с помощью региональных порталов.
Напрямую государственные услуги предоставляются:
- Федеральным органом исполнительной власти: Правительство РФ, различные Министерства РФ, Рособрнадзор, Роскомнадзор, Роспотребнадзор и т. д.;
- Органом государственного внебюджетного фонда: ПФР, ОМС, соцстрахование, центр занятости населения и т. д.;
- Исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
- Органом местного самоуправления (МСУ), если органы были уполномочены ФЗ или законом субъекта РФ.
Муниципальные услуги предоставляются:
- Органом МСУ в пределах полномочий по решению вопросов местного значения, согласно ФЗ от 06.10.2003 г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ».
Заявитель имеет право на (ст 5 210-ФЗ):
- Получение услуги своевременно;
- Получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг (разговоры о том, что услугу вы можете получить только лишь через портал — введение в заблуждение);
- Досудебное рассмотрение жалоб и др.
Органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги не вправе требовать от заявителя представления документов, информации или осуществления действий, которые не предусмотрены нормативными правовыми актами (статья 7 210-ФЗ).
МФЦ является посредником, предоставляет услуги в соответствии с соглашениями между МФЦ и тем органом, который предоставляет государственную и муниципальную услугу (статья 5 210-ФЗ). Можно воспользоваться помощью посредника, а можно идти напрямую в орган.
Услуги в электронном виде подразумевают согласие на обработку персональных данных (ОПД). Однако, согласие даётся исключительно свободно, своей волей и в своем интересе — статья 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года № 152-ФЗ (далее 152-ФЗ). Для обработки органами персональных данных (ПД), а также для ОПД при исполнении МФЦ своих функций, согласие на ОПД не требуется — статья 4 210-ФЗ и статья 6 152-ФЗ. Вместо заполнения бланка согласия пишите отказ.
Когда говорят, что без согласия на ОПД не смогут оказать услугу, отошлите их почитать пункт 3 статьи 6 210-ФЗ.
Любые вопросы решайте письменно. Заявление в свободной форме на имя директора/начальника с просьбой не отчуждать права на получение услуги в традиционной форме, без регистрации на портале, согласно статьи 4, 5 и 6 210-ФЗ. Обязательно в 2х экземплярах, второй с входящим номером, проставленным секретарём, хранится у вас. Что за входящий, что делать, если не принимают заявление смотрите в этой статье на канале Telegram.
Отказ — это когда вам письменно ответили и указали основания. После чего, вы можете приложить его к жалобе в Прокуратуру или решать вопрос в судебном порядке.
Почему многие хотят получать услуги без участия порталов и не хотят давать согласие на ОПД было в этом посте на канале Telegram.